«Радужный» старт
Это сейчас состояние Шульца оценивают в 3,9 млрд долларов, но он не родился «мальчиком с золотой ложкой». Он появился на свет в Бруклине, США, в обычной еврейской семье. Жил с родителями в квартале для малоимущих, а отец, который был отставным офицером, никак не мог найти постоянную и стабильную работу. Понятное дело, что мальчик с детства ощутил на себе нестабильность, нищету, отсутствие перспектив и страх перед будущим.
Один из самых знаковых эпизодов детства Говарда — когда отец сломал ногу. У семьи, конечно же, не было медицинской страховки, и это повлекло огромные финансовые трудности. Именно в тот момент в голове маленького Шульца родилась идея о создании своей компании, которая никак не зависела бы от «гипса».
Не создал, но вырастил
В 12-ти летнем возрасте Шульц начал работать разносчиком газет, позже продавал еду в кафе, а в 16 лет работал с мехом – растягивал шкуры. Но вся эта работа приносила очень маленький доход. Хотя, по словам Говарда, такая школа стала хорошей закалкой и укрепила его желание чего-то достигнуть в жизни. Помимо этого, на будущего миллиардера сильно повлияла мама, которая рассказывала ему о выдающихся личностях, которые смогли изменить свою жизнь.
В 1975 году он получил степень бакалавра в Мичиганском университете в области коммуникаций и пошел работать в компанию Xerox. Там проработал 3 года в отделе продаж, а позже перешел в представительство шведского производителя бытовой техники Hamamaplast. В процессе работы Шульц заметил крупные закупки кофемолок небольшой фирмой Starbucks, которая находилась в Сиэтле, и он решил съездить туда.
Там он познакомился с владельцами компании: учителем английского Джерри Болдуином, писателем Гордоном Боукером и историком Зевом Зигалом. Все, что объединяло этих людей, – любовь к кофе, знание тонкостей сортов и умение виртуозно приготовить этот напиток. Мечтой троих энтузиастов было привить американцам такую же любовь к хорошему кофе. Суть Starbucks формировалась на культе напитка, поэтому все до единого сотрудники должны были уметь правильно его приготовить и еще научить покупателей.
Но в конце 60-х годов прошлого века люди отказались от растворимого кофе, а к молотому либо не привыкли, либо даже понятия не имели о его существовании. Поэтому для бизнеса тех годов было максимально невыгодно вкладывать деньги в кофейный полуфабрикат, который еще неизвестно было, как готовить.
Владельцы Starbucks работали активно и с огромным энтузиазмом, и этим очень впечатлили Шульца. Поэтому он в течение целого года просил взять его на работу, объясняя, что у компании есть огромный потенциал, и необходимо открывать больше магазинов. Болдуин не хотел рисковать и считал, что резкий рост убьет дух и саму идею компании. Но парня все же взяли.
Изначально Шульц мечтал открыть кофейню Starbucks в каждом американском штате, чтобы она была на каждом углу и не просто продавала кофе, но имела свою индивидуальную атмосферу. Говард планировал сделать Starbucks третьим по важности местом для каждого человека. Местом между домом и работой. И ему это со временем удалось.
Уйти, чтобы красиво вернуться
Через год работы на компанию Шульц сменил тактику и предложил делать все постепенно, в привычном для владельцев темпе, но создавать что-то по-настоящему значительное. Болдуин, оценив все риски, решил назначить Говарда директором по маркетингу. Хотя финансово это была не совсем выгодная сделка для парня, ведь зарплату ему предложили в два раза ниже, чем в Hamamaplast.
Несмотря на колоссальные усилия, компания росла очень медленно и застыла на отметке в несколько тысяч постоянных клиентов. Был необходим свежий взгляд, для этого в 1983 году Шульц полетел в Милан «на разведку».
Говарду очень понравились итальянские кофейни, которые кардинально отличались от американских. В них люди не только пили кофе, но и хорошо проводили время за столиками, общаясь с друзьями или работая, а помещения не напоминали о фастфуде, что очень понравилось Шульцу.
Владельцы Starbucks сразу же отвергли идею создания похожих заведений в США. Ведь их цель была проста – обучить покупателей готовить кофе. В конечном итоге Шульц уволился для того, чтобы открыть собственную сеть кофеен II Giornale. Для этого он взял кредит и одолжил часть денег у Starbucks.
И здесь сыграл такой момент. Арендодателям Starbucks платили по 1 доллару в год за помещения. Почему так дешево? Огромная популярность привлекала все больше посетителей не только к самой компании, но и к соседним заведениям. Поэтому точки находились в самых разных районах, в том числе и неблагополучных.
Но владельцы Starbucks не справились с таким ростом, и уже через год выставили на продажу магазины, торговую марку и обжарочный цех. Говард снова оформил кредит, при этом обещая открыть 125 кофеен за 5 лет. Позже он полностью выкупил Starbucks и стал единственным владельцем компании.
Бизнес заставляет чем-то жертвовать
В процессе любого бизнеса есть не только светлые полосы. Некоторые компании на пути к успеху и признанию жертвуют очень многим. Особенно в денежном плане, сокращая расходы на определенные сферы или зарплаты сотрудников.
Starbucks также переживала тяжелые времена, когда Шульцу приходилось пересматривать бонусы и другие мотивационные действия для сотрудников. Также приходилось существенно сокращать штат и закрывать нерентабельные кофейни.
Но эти меры помогли убрать лишнюю бюрократию, улучшить положение на рынке и вернуть премиальный образ компании. В 2016 году Говард Шульц передал пост главы Starbucks Кевину Джонсону, ранее занимавшему пост топ-менеджера Microsoft, решив, что кофейням необходимы цифровые технологии, а Кевин разбирался в них лучше всех.
Всего активы Шульца составляют более 37 млн акций Starbucks, что делает его владельцем крупного контрольного пакета. Серебро по количеству акций занял Меллоди Хобсон, который с 2005 года входит в совет директоров компании. У него 494 тысячи акций. Замкнул тройку лидеров Джон Калвер с 290 тысячами акций.
Чем жил и руководствовался Говард Шульц?
— Нельзя даже начинать соревноваться с теми, кто умнее и сильнее, чем ты.
— Необходимо идти на компромиссы, при этом не предавая убеждений.
— Все время улучшайте навыки в своем деле, даже если кажется, что дальше некуда.
— Главное правило – каждая мелочь имеет значение.
— Наилучший бизнес-план – ничто, если он не подкреплен искренностью и страстью.
— Старайтесь меньше обещать, а больше делать.
— В бизнесе захватывает подъем. При этом чем тяжелее он, тем больше удовольствия можно получить, дойдя до вершины.