«Мы говорим о М3-агрегате. За последние годы он сократился существенно в обороте. В этом случае не стоит вопрос, что мы что-то печатаем.
Вопрос в том, что с одной стороны в банках является ликвидность, а с другой — сокращается денежная масса в обращении и у нас практически нет кредитования. Вот с этим надо активно работать.», — сообщает Марченко.
В то же время глава Минфина заявляет, что речь не идет о вливании денег ради стимулирования кредитования. Нацбанку советуют адаптировать инструменты таким образом, чтобы увеличить ликвидность на рынке и снизить ее стоимость.
НБУ не обязан покупать ОВГЗ. Однако регулятор недавно создал долгосрочный инструмент рефинансирования, который дает возможность банкам получать «длинные деньги», в частности для инфраструктурных проектов, и эти средства могут быть использованы для покупки ОВГЗ.
Украине нужно около 17 млрд долларов, чтобы профинансировать дефицит бюджета и рассчитаться по долгам в этом году. Марченко утверждает, что до конца года на внешних рынках и внутри страны придется занять примерно 457 млрд грн. При этом внутренние займы будут перевыпущены, то есть Минфин осуществит так называемый ролловер.
Что касается внешних заимствований, то Марченко рассчитывает на сотрудничество с Международным валютным фондом, планируя получить в 2020 году 3,5 млрд долларов от МВФ. Кроме того, транш МВФ разблокирует финансирование от Всемирного банка (до 1 млрд долларов) и от ЕС (500 млн евро). Также ЕС направит в Украину 1,2 млрд евро дополнительно.
На внутреннем рынке возобновились аукционы по размещению ОВГЗ, после того, как Минфин около месяца не проводил торги из-за волатильности рынков. Сейчас Минфин планирует снижать кривую доходности. Марченко не считает разумным устанавливать ставки выше 11% при годовой инфляции 2,1%.
При этом Марченко отметил, что НБУ и госбанки согласны с тем, что государственные ОВГЗ могли бы стать альтернативой депсертификатам Нацбанка.
Размещать гособлигации на внешних рынках, по словам Марченко, на данный момент нецелесообразно.