Новости Maanimo

Наплыв «лишних денег» спровоцирован международной помощью, – Рожкова

Так, по ее словам, главной причиной роста ликвидности банковской системы являются отнюдь не депозитные сертификаты Нацбанка, где банки держат деньги под 23% годовых и доходность которых привязана к учетной ставке НБУ 25%.

«По сути, они вообще не являются источником ликвидности. Это инструмент для размещения свободной ликвидности. Ликвидность выросла двумя основными каналами. Первый – из-за поступления значительных объемов международной финансовой помощи, поддержавшей экономику, бюджет и международные резервы Украины», – считает первый зампред НБУ.

Второй – из-за прямого финансирования бюджетного дефицита Нацбанком. И объективно, продолжает она, Национальный банк в прошлом году не мог этого не делать, ведь эти средства были буквально необходимы для поддержания обороноспособности нашей страны.

«И первый, и второй каналы – это поступление новых средств в обращение, которое и повлияло на увеличение ликвидности банковской системы. То, что этот профицит ликвидности сформировался, – это, с одной стороны, хорошая новость, которая, в частности, свидетельствует о том, что люди доверяют банкам. С другой стороны, конечно, это вызовы для нашей монетарной политики, с которыми мы работаем», – полагают в НБУ.

Замглавы регулятора объясняет, что у Нацбанка нет задачи бороться с депозитными сертификатами НБУ, регулятор рассматривает его как инструмент сохранения финансовой устойчивости, поддержки фиксированного курса, снижения инфляционного давления. И ставка по депсертификатам сейчас де-факто – ключевая, по ней производится основной объем операций, она обеспечивает действенность влияния НБУ на курсовые и инфляционные процессы.

«Сегодня нам следует бороться не с депсертификатами, а с текущей структурой срочности ресурсной базы банковской системы. Это позволит решить сразу несколько задач: сохранить наши резервы, предупредить дисбалансы на валютном рынке и значительный всплеск потребительского спроса, что в конечном счете будет способствовать снижению инфляции. Рост срочных средств в структуре ресурсной базы, кроме того, позволит банкам инвестировать средства в более долгосрочные, чем депозитные сертификаты, активы», – считает Рожкова.