Maanimo поинтересовался у известных экспертов финансового рынка о причинах и последствиях этого решения.
Михаил Демкив, аналитик финансовой группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU)
— Решение о повышении учетной ставки Нацбанком, по моему мнению, было несколько неожиданным для рынка. Несмотря на существенное снижение темпов инфляции, в НБУ видят угрозу в ее росте выше прогноза на конец года в силу ряда факторов — увеличение спроса, дефицит рабочей силы и, как следствие, продолжение роста цен.
Цикл повышения ставки НБУ, с перерывами, продолжается с октября 2017 года. В течение этого времени ставка выросла с 12,5% до сегодняшних 17,5%. Но ставки по депозитам физических лиц фактически не отреагировали на это повышение.
В среднем уровень ставок по долгосрочным депозитам за этот период снизился на 0.25 п.п. а вот краткосрочные депозиты несколько выросли — на 0.09 п.п. Несмотря на значительный объем инвестиций физических лиц в ОВГЗ (около 3 млрд. грн), этот инструмент все еще не является полноценной альтернативной депозитом для большинства людей из-за низкой осведомленности.
Оксана Чепижко, финансовый эксперт, исполнительный директор «Ассоциации защиты банков», сооснователь общественной организации «Re:Старт»:
— Очевидно, что решение о повышении учетной ставки — продолжение политики таргетирования инфляции, которую вот уже который год использует НБУ, чтобы держать под контролем уровень инфляции. Именно в июле 2018 года накопилось слишком много потенциальных угроз для украинской экономики — фактор отсутствия транша МВФ, высокий уровень трудовой миграции, завышенные инфляционные ожидания, постепенный накапливающийся эффект от индексации уровня минимальной зарплаты, отсутствие серьезных инвестиционных вложений в отечественную экономику. Соответственно было принято решение о дальнейшем «высушивании» экономики, чтобы контролировать уровень цен в стране.
Для банковского сектора, да и для всей экономики, такая политика НБУ свидетельствует об одном — ситуация в государстве по-прежнему нестабильная, существенной динамики роста ВВП при такой учетной ставке ждать не приходится. А значит НБУ вручную снижает и деловую активность в Украине. Со всеми вытекающими последствиями как для банков, так и для экономики. Я бы назвала это «штиль» после кризисного шторма 2014-2015 гг. Еще по банкам уточню, что повышение учетной ставки приведет к понижению уровня процентной ставки по депозитам, а стоимость кредитов еще больше вырастет. То есть, на таких условиях никто брать кредиты не будет, а значит свободных ресурсов для развития малого и среднего бизнеса брать неоткуда. Опять же, страдает деловая активность.
Я слежу за статистикой, и пока что наблюдаю только рост учетной ставки. В сентябре прошлого года она составляла 12,5%, в октябре 2017-го — уже 13,5%, потом постоянно росла. Замечу, что в Украине — одна из самых высоких учетных ставок в мире. Из-за высокой стоимости кредитных ресурсов мы не можем конкурировать с экономиками других стран. Вот, например, в Чехии уровень учетной ставки составляет 0,5%, в США — 1,5% в Австралии — 1,5%, в соседней Румынии — 2% и т.д. Мое мнение: бороться с инфляцией путем снижения деловой активности — путь к экономическому упадку. К сожалению, подобные регуляторные действия НБУ будут иметь лишь краткосрочный эффект стабилизации, без реформ и существенных изменений в других сферах (налогообложение, упрощение ведения бизнеса и т.д.), инфляция все равно будет постепенно расти.
Андрей Жарий, генеральный директор Аурум Груп:
— Если оперировать медицинской терминологией то по сути НБУ «вкалывает жаропонижающее пациенту», у которого своих хронических болезней достаточно, а тут еще и электричество отключили.
Указанные факторы, «повышения температуры», нельзя назвать субъективными. Однако, если внутренние тенденции довольно стандартны (сложно вспомнить транши МВФ, которые не были бы под рисками неполучения), то внешние приближаются к Украине как идеальный шторм: укрепляющийся доллар, торговые войны, которые развязывает Дональд Трамп и другие факторы, по мнению многих западных аналитиков, предвещают кризисы в развивающихся странах, которые сравнимы по своим масштабам и последствиям с кризисом 1998 года. Одним словом, рост учетной ставки для экономики страны может, как и лекарства для организма человека, иметь побочный эффект.
Рост учетной ставки – это удорожание ресурсов для банков, а значит и для их клиентов. Не скажу что повышение критичное (+0,5 п.п.), но и до него отечественной банковской системе похвастаться объемами кредитования было сложно. Теперь тенденция еще усугубится. И даже новый закон «О возобновлении банковского кредитования», принятый недавно Верховной Радой, не будет иметь критического влияния. В большинстве своем бизнес не может легко обслуживать кредиты под 19-20% годовых.
Учитывая, что недавно НБУ опубликовал прогнозы по снижению объемов валютных резервов на 2018-2019 гг., а также те внутренние и внешние факторы, о которых я указал выше, я не прогнозирую снижение учетной ставки в ближайшем будущем. Вполне вероятно, что учетная ставка и далее продолжит рост, достигнув 19-20%. Напомню, еще относительно недавно, в 2015 году, учетная ставка НБУ составляла 30%.
Виталий Шапран, член исполнительного комитета Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА):
— Я думаю, что повышение учетной ставки очень своевременный шаг. Во-первых, у нас сейчас не очень хорошая ситуация по торговому балансу. Цены на нефть выросли, а на зерно и сталь упали. Есть необходимость поправить дела за счет финансовых потоков. Второе, нам все еще нужно противостоять отрицательному эффекту от сокращения капитала из за повышения ставки ФРС.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.